Во время космического полета ученые часто замечают проявление «эффекта Пионеров». Впервые он был замечен, когда космические аппараты Pioneer 10 и Pioneer 11 путешествовали по внешней Солнечной системе, и проявлялся в резком и неожиданном отклонении от расчетной траектории и скорости.
А во время полетов аппаратов Galileo, Rosetta, NEAR и Cassini, их скорость резко возрастала без какой-либо видимой причины. После исключения всех возможных объяснений этого феномена, включая утечку топлива и ошибки в расчетах, ученые предположили, что ответ заключается в аномальных свойствах общей физики.
Во время межпланетных полетов космические аппараты получают ускорение, необходимое для достижения цели, благодаря гравитации планет. Поскольку получаемое ускорение известно с большой точностью, то время прибытия космического аппарата к конечной цели известно вплоть до минуты. Такая точность для миссий, длящихся порой годами, кажется просто невероятной, однако столь точные данные являются для работников центра управления крайне необходимыми.
Однако, когда космический аппарат Galileo 8 декабря 1990 года уже закончил гравитационный маневр около Земли и получил ускорение по направлению к Юпитеру, он начал вновь ускоряться без видимой на то причины. Полученное им дополнительное ускорение было совсем небольшим, 3,9 мм/с, однако оно никак не согласовывалось с законами физики. И это не единственный случай.
В близких условиях космические аппараты NEAR, Cassini-Huygens и Rosetta также получили дополнительное ускорение в 13, 0,11 и 2 мм/с соответственно. Астроном Меджик МакКалоч предполагает, что виной всему так называемая радиация Унру. Это непростое для понимания явление заключается в том, что ускоряющиеся тела излучают. При малых ускорениях длина волны излучения превосходит диаметр известной нам Вселенной!
Поэтому влияние на сам объект не оказывает. Но при достижении ускорений, больших определенного порога, длина волны излучения становится меньше диаметра Вселенной и сообщает телу пусть и очень малое дополнительное ускорение. Если эта теория верна, то она, несомненно, породит очень много вопросов…