Большинство слышали о подобном феноменальном состоянии человека. Обычно для нас такие случаи связаны с мистическими историями из книг или триллеров и фильмов ужасов. И, понимая, что это заболевание, хотя не до конца изученное и понятное, мы воспринимаем его с определенной долей недоверия, иронии и не совсем так, как протекает процесс на самом деле.
Известный отечественный ученый-физиолог Иван Петрович Павлов лично занимался случаем летаргии. Редчайший и одновременно очень печальный, надо полагать для больного и его родственников, недуг поразил Ивана Кузьмича Качалкина. История умалчивает подробности его личности. Мы знаем о нем из записей академика Павлова, который в течении 22 лет следил за состоянием больного с 1896 года и до 1918 года.
Его состояние можно описать фразой «живой труп», а на научном языке звучит менее загадочно, но более непонятно — кататоническое состояние. При этом психопатологическом синдроме явно выражается поражение подвижных функций организма. Иван Кузьмич все 22 года продолжал лежать неподвижным и не произнес ни единого слова. Для стороннего наблюдателя подобная бездеятельность с легкостью может быть воспринята как очевидное — смерть.
Питание ему подавалось принудительно. Только ближе к 60 годам, уже под конец своего болезненного заточения, он стал подавать какие-то признаки движений. Стал немного двигаться, справлять естественную нужду, но все же при помощи посторонних.
Павлов отмечал в своем дневнике, что Качалкин отчетливо понимал все происходившие вокруг него действия, но не мог что-либо предпринимать, так как чувствовал непреодолимую тяжесть во всем теле. Даже для дыхания приходилось предпринимать большие усилия.
В 1918 году столь долгий сон завершился кончиной больного. Сердечная недостаточность стала диагнозом смерти и поставила точку в мучениях Ивана Кузьмича.
Этот задокументированный случай один из немногих, которые показывают всю картину болезни. Большинство людей воспринимают летаргический сон, как полное отключение человеческой физиологии и психики от реальности, с сохранением только самого минимального уровня поддержания жизненно важных процессов.
Однако, чтобы развеять эти представления, стоит заметить, что организм не может находится без кислорода и питания долгое время. Поэтому и герой нашей статьи смог оставаться живым, если так можно сказать, только благодаря медицинскому присмотру и постоянному поддержанию энергетического уровня пациента. Без круглосуточного ухода ему бы никогда не удалось попасть на страницы дневника Павлова, а значит и оставить свой необычный след в истории физиологии и психиатрии.